Russian Orthodox Church




1865-1925

1863-1936

1873-1965

1903-1985

1910-2006
21 Янв, 2018 г. - 14:43
+++++
Разделы
· ENGLISH VERSION (27 Авг, 2006)
· АРХИВ (26 Дек, 2009)
· ДОКУМЕНТЫ (04 Янв, 2017)
· ИСТОРИЯ (29 Июн, 2012)
· ПОСЛАНИЯ (21 Апр, 2011)
· СОБОРЫ (14 Июн, 2006)
· СТАТЬИ (14 Апр, 2017)
· УКАЗЫ (01 Авг, 2007)
· ХРОНИКА (13 Окт, 2009)
Оглавление
· Главная страница
· ~Обновления
· ~Православное Обозрение (22)
· ~Православное Обозрение (24)
· ~Православное Обозрение (26)
· ~Шрифты к текстам
Поиск

Обновления
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(14 Апр, 2017)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
(04 Янв, 2017)
· Свидетельство еп. Варфоломея о фальсификации документов 2006 г. прот. В. Жуковым (+ аудио запись)
(04 Янв, 2017)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(28 Апр, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
(05 Янв, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
(05 Янв, 2016)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ.
(05 Янв, 2015)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ.
(17 Апр, 2014)
· Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ.
(04 Янв, 2014)
· Митрополит Виталий (Устинов). РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 1987 г.
(03 Янв, 2014)
+++++

Эсхатология - Православное учение о конце мира и человека.
  
Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский. "ГДЕ ЖЕ ТЕПЕРЬ ОБИТЕЛЬ ИСТИНЫ?" - обзор церковных событий последнего времени. Часть 5: «О РАСКОЛЕ, УЧИНЕННОМ ПРОТОПР. ВИКТОРОМ МЕЛЕХОВЫМ» (август, 2003 года).
10 Июл, 2008 г. - 08:29
СТАТЬИ 
продолжение ==> Часть 5: «О РАСКОЛЕ, УЧИНЕННОМ ПРОТОПР. ВИКТОРОМ МЕЛЕХОВЫМ».


... Этот эпизод церковной жизни в полном смысле расколом назвать трудно, т.к. он был возглавлен не епископом, а всего лишь священником... Можно бы не касаться истории с Мелеховым, но ведь за этим деятелем последовали батюшки, не имеющие пастырского опыта и ревнующие не по разуму, у которых есть еще возможность одуматься. Поучительным, к тому же, в мелеховской истории является повторение основной раскольничьей тенденции: все отделяющиеся от Церкви стараются обязательно выставлять «свою правду»: выпячивают какую-то одну сторону церковной жизни, показывают ее в неприглядном виде и строят на этом все свои доводы, не обращая внимания на существование других сторон церковной жизни, которые могут говорить об обратном. Так католики помешались на приматстве папы, не замечая других доводов. Лютеране подвизались на изучении Библии ради выискивания аргументов в протест Католикам. Баптисты выставили себя святыми через то, что они погружатели, а не окропленцы, как католики, но совершенно не считая обязательным апостольскую преемственность. «Пророчица» Елена Уайт увела за собой от них адвентистов, провозгласив обязательным празднование субботы, а вот пятидесятники перечеркнули все эти «добродетели», будучи «умнее» их тем, что решили: нужно молить Бога, подняв к небу руки о том, чтобы Он повторил излияние Св. Духа на них, как некогда на Апостолов... В этом проявляется не только попытка оправдать себя, но и попытка утверждения собственного «Я»...

Если внимательно рассмотреть корни всех других уклонений от Православия, то непременно обнаружим то же скрытое утверждение своего «Я» и такое же выпячивание какой-то отдельной «правды» для прикрытия и оправдания всех своих изъянов. Например, в основе сергианства лежит «гибкая церковная политика», благодаря которой они скрывают свои изъяны и «спасают Церковь» от уничтожения, хотя не они, а Христос спасает Церковь, будучи Ее Главой.






Где же теперь обитель истины?

(Обзор церковных событий последнего времени)


О РАСКОЛЕ, УЧИНЕННОМ ПРОТОПР. ВИКТОРОМ МЕЛЕХОВЫМ


Часть 1: «Вступление» - обзор сергианского раскола и возникновения лжепатриархии (РПЦ МП)
Часть 2: «О причинах последних расколов в РПЦЗ»
Часть 3: «Разбойничий собор 2001 г. и его последствия» (РПЦЗ(Л))
Часть 4: «Часть 4: «О валентиновском и лазаревском расколах» (РПАЦ и РИПЦ)



Для описания исторической картины последних расколов необходимо кратко коснуться сущности т.н. мелеховского раскола. Хотя этот эпизод церковной жизни в полном смысле расколом назвать трудно, т.к. он был возглавлен не епископом, а всего лишь священником. Но, однако, он произвел много шума в интернете в последние два года. Возглавителем этой смуты явился протопресв. Виктор Мелехов, некогда (в 1987 г.) лишенный сана Архиерейским Синодом РПЦЗ в числе с другими соучастниками за произведенную такую же смуту, называемую теперь Бостонским расколом. Началом того инцидента (1986-87 г.г.) послужило поведение архимандрита Пантелеимона (Метропулоса), настоятеля Преображенского монастыря в г. Бостоне, вызвавшее нарекание некоторых насельников этого монастыря и вылившееся в судебное расследование Синода РПЦЗ о фактах наличия содомских грехов. Синод затребовал явиться архим. Пантелеимону и обвинителям его: иером. Григорию, схимон. Маманту и другим на расследование причин происшедшего спора. Были выслушаны показания обвинителей перед крестом и Евангелием. Архим. Пантелеимон, несмотря на обвинения, сделанные перед крестом и Евангелием, отрицал участие в грехе и просил увольнения на покой, что было удовлетворено указом Синода от 16/29 мая 1986 г. Однако, на покой он не ушел. Нашлось много почитателей обвиняемого из мирян и священников, которые стали проявлять публично недовольство Синодом и требовать отменить осуждение Архим. Пантелеимона. Далее критика Синода переросла в критику всей Церкви с выставлением своей «правды», чтобы канонически обосновать свое отделение от РПЦЗ. Сторонники Архим. Пантелеимона числом 25 священников и 3 диаконов вышли из подчинения Арх. Синоду и ушли к старостильному греческому Митрополиту Акакию, входившему в Синод архиеп. Авксентия, позднее вышедшему из него. Все вышедшие из Церкви и возводившие на нее ложь, были подвергнуты прещению, а потом и лишению сана за нераскаянность. Было поставлено на вид нарушение канонов и греческим архиереям, принявшим в свое окормление запрещенных.

Протопр. Виктор Мелехов был в этом числе лишенных сана. Однако, пользуясь смутным временем, в ноябре 2001 года без должного покаяния сумел вернуться в РПЦЗ(В). Здесь он показал вновь свои раскольничьи устремления: вместо мирного служения и созидательной церковной деятельности, принялся оправдывать себя. По мнению Мелехова, не он должен принести покаяние в Церкви за соучастие в расколе, а Церковь должна признать свою вину и в качестве покаяния принять особое Исповедание Веры. Очень быстро и активно Мелехов стал именовать себя секретарем Синода и собирать вокруг себя единомышленников — большей частью из выходцев бостонского и суздальского расколов. Мелеховская «правда» коснулась тогда Первоиерарха и архипастырей.


Архиереи РПЦЗ(В) 5/18 янв. 2003 г. за подписью всего состава издали «Заявление по вопросу о. Виктора Мелехова», в котором заключительными словами значатся: «Ныне бывший священник Виктор Мелехов может спасаться в лоне РПЦЗ как мирянин». И этот новый искатель своего вернулся опять к грекам, лишенный сана, и теперь принят митр. Калинником, каноническая деятельность которого в России находится под большим вопросом. Примечательно, что при всех различиях (между собой) бостонского, суздальского и лазаревского расколов общим для них является одно — скандальные истории, связанные с подозрениями о причастности родоначальников этих расколов к содомскому греху. Эта тенденция уже апокалиптическая. Закономерным для Мелехова является то, что и сейчас пристанищем для него стало старостильное калинниковское церковное сообщество, история образования которого подобна истории образования бостонского раскола.

Можно бы не касаться истории с Мелеховым, но ведь за этим деятелем последовали батюшки, не имеющие пастырского опыта и ревнующие не по разуму, у которых есть еще возможность одуматься. Поучительным, к тому же, в мелеховской истории является повторение основной раскольничьей тенденции: все отделяющиеся от Церкви стараются обязательно выставлять «свою правду»: выпячивают какую-то одну сторону церковной жизни, показывают ее в неприглядном виде и строят на этом все свои доводы, не обращая внимания на существование других сторон церковной жизни, которые могут говорить об обратном. Так католики помешались на приматстве папы, не замечая других доводов. Лютеране подвизались на изучении Библии ради выискивания аргументов в протест Католикам. Баптисты выставили себя святыми через то, что они погружатели, а не окропленцы, как католики, но совершенно не считая обязательным апостольскую преемственность. «Пророчица» Елена Уайт увела за собой от них адвентистов, провозгласив обязательным празднование субботы, а вот пятидесятники перечеркнули все эти «добродетели», будучи «умнее» их тем, что решили: нужно молить Бога, подняв к небу руки о том, чтобы Он повторил излияние Св. Духа на них, как некогда на Апостолов.

Так и протопресв. Виктор Мелехов в основу своего верования положил обязательное Исповедание Веры, с оценкой благодатности тех или иных сообществ и, прежде всего, обязательное осуждение учения «о больных членах Церкви» греческого старостильного митр. Киприана Оропосского и Филийского и некоторых моментов деятельности епископов РПЦЗ. В этом проявляется не только попытка оправдать себя, но и попытка утверждения собственного «Я»... Если внимательно рассмотреть корни всех других уклонений от Православия, то непременно обнаружим то же скрытое утверждение своего «Я» и такое же выпячивание какой-то отдельной «правды» для прикрытия и оправдания всех своих изъянов. Например, в основе сергианства лежит «гибкая церковная политика», благодаря которой они скрывают свои изъяны и «спасают Церковь» от уничтожения, хотя не они, а Христос спасает Церковь, будучи Ее Главой.

У современных псевдокатакомбников тоже есть «высшая добродетель» — умение прятаться и вести себя подобно старообрядцам, когда им уже никто не угрожает. В отличие от подвига исповедников, они прячутся от проповеди, когда для проповеди есть условия и тем перечеркивают завет Христа: «Идите, научите все народы... и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19, 20). Их ссылка на наличие гонений, на слова еп. Игнатия Брянчанинова: «отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею» — столь же несостоятельна, как утверждение, что Катакомбная Церковь отдельная от Зарубежной. Еп. Игнатий Брянчанинов в данном случае говорит о времени антихриста, называя его «отступлением», а сейчас мы переживаем иное время по слову «Спасителя: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14). Это время, по слову Христа, должно наступить после предсказанных Им гладов, моров и землетрясений, после войн и страшных гонений, ненависти и предательства, умножения беззаконий, какие уже Русь пережила. По причине желания чувствовать себя особенными — исповедниками-катакомбниками, они не только хотят быть обособленными — отдельной церковью, но им не мило возрождение России, возвращение монархии и торжества Православия. Им необходимо прятаться, чтобы чувствовать себя мучениками и гонимыми. Это настроение приходилось наблюдать почти у всех лазаревцев. Можно как иллюстрацию привести слова одного из идеологов современного «катакомбничества», которое по сути есть раскол — В. В. Шумилы из его книги «Схиархимандрит Лаврентий и его время». Чаяние возрождения России и установления монархии, предсказанные святыми отцами, он относит к «вымыслам и басням» сергиан. «В среде современных сергиан очень популярны пророчества Старцев о возрождении православной России во главе с Царем. Дело дошло уже до того, что некоторые их «старчествующие ревнители» вкладывают в уста истинных Старцев собственные вымыслы и басни. Так, например, лже-схиигумен Херувим (Дегтярь) в уже упоминавшейся книге приписал о. Лаврентию собственную ересь, которую батюшка никогда не произносил: «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Православный Божий Помазанник. /…/. В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судья судить живых и мертвых). Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист (выделено В.В. Шумило). А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании». Подобные глупости было бессмысленно опровергать, настолько они противоречат Священному Писанию и учению Святых отцов Церкви. Если бы им не верили и их не распространяли бы многотысячными тиражами в «советских православных» книгах и газетах. Напротив, все святые отцы, как мы могли убедиться, учат совсем иному: «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? (Лук. 18, 8)». («Схиархим. Лаврентий и его время» В. Шумило, Черниг. 2001 г.). Вот так, для В. Шумило, да и для всех лазаревских «катакомбников» чаяние Царя и процветание веры на малое время и «глупость» и «ересь», «вымыслы и басни». А ведь эти предсказания делает, если и не схиархим. Лаврентий, то преп. Серафим Саровский и другие Отцы, и возможно их цитировал в разговоре схиархим. Лаврентий, ведь он много говорил о последних днях в предсказательном тоне.

Можно было бы это здесь не приводить, если бы эти слова не открывали глубинные корни их раскола, их влечение к сектантской обособленности, самозамыкательству и объявлению себя особенной, отдельной от РПЦЗ «церковью». И коли уж ими «доказано», что расцвета Православия даже и на малое время не будет, то в этом — вера лазаревских идеологов катакомбничества. А если иначе, то теряет смысл их постоянное стремление уйти в «катакомбничество». Получается, что для них катакомбничество — не вынужденное явление в Церкви, а самоцель, к которой они стремятся ради того, чтобы выглядеть в своих собственных глазах исповедниками и гонимыми. Именно такой дух артистичности, прелести и самообольщения свойственен в лазаревском окружении, которое уже и заявления Первоиерарха РПЦЗ относит к вражеским проискам. Такое самообольщение лазаревцев своей собственной значимостью переходит все разумные границы. Какую опасность в них для себя могут видеть гонители Православия, если устремления лазаревцев направлены к самоизоляции. Впрочем, для себя идеологи лазаревского «катакомбничества» все уже решили — если не будет расцвета Православия, тогда зачем увлекаться и проповедью?

( продолжение следует =>... )

+ Епископ Виктор
(август 2003 года)
г. Славянск-на-Кубани


ВЕРУЕМ В БЛАГОДАТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ



Теперь еще можно умом представить Бога в трех лицах, а также дело воплощения второго лица Ее Сына Божия и Его спасительный подвиг. Можно прочитать в Деяниях св. Апостолов о сошествии Святого Духа на учеников Христовых и уверовать этому, как и всему написанному в Св. Евангелии. А когда-то до явления в мир Сына Божия и написания этой святой книги люди многого из известного нам не знали и не могли знать, ибо по причине их малого духовного возраста им не было открыто. Но и теперь не всем под силу охватить тайны, сокрытые в словах Свящ. Писания. Историческую сторону описываемых явлений может освоить почти каждый верующий человек, а вот то, что скрывают за собой эти описания из области «безвестного и тайного» доступно не всем. Спаситель говорил Апостолам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят» (Мф. 4, 11-12). Но на то призваны некоторые богословы, чтоб они изъясняли смысл этих притч внешним, если они не довольствуются повествованием церковных историков.

О троичности лиц Бога указывалось от сотворения человека словами: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1,26). «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло» (Быт.2,22). Здесь не говорится именно о трех лицах Божества, но и не в единственном числе, так как приводится как бы совет лиц Святой Троицы. Так же в явлении Аврааму трех Ангелов у дуба Маврийского рассматривается как явление Святой Троицы в образе трех Ангелов.

О втором лице Святой Троице - Сыне Божием – Боге Слове в ветхозаветных пророчествах имеется множество мест, где предсказывается о рождении Семени жены, которое будет попирать главу змия – сатаны, рождение от Девы у Исаии, далее крестные страдания, к примеру, в 21 псалме. Да и целью всего ветхозаветного периода являлась подготовка человечества к принятию воплощенного Бога.

И о Святом Духе есть неоднократное указание в ветхом завете. Так пред Ноевым потопом Бог говорит: «Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт.6,3).

О Моисее сказано, что Господь «взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ.11,25). Также о избрании Иисуса Навина в преемники Моисею сказал Господь: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом» (Числ.27,18-19).

Исаия, пророчествуя об явлении Христа Спасителя, и говоря о том, что на Нем почиет Дух, указывает и на дары Благодати Святого Духа: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис.11,2).

Еще более определенно сказано о Духе Святом, даже о сошествии Его на последователей Спасителя, у пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль.2,28-30). Это «излияние» Духа Божия «на всякую плоть» началось в день сошествия Святого Духа на Апостолов по обещанному Христом Спасителем: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16,7). «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15,26).

Словами о восхождении к Отцу Спаситель означил свою победу над смертью, над дьяволом – Свой крестный подвиг, благодаря которому происходит это восшествие и ниспослание Духа Святого. До сего Божественного акта сошествия Святого Духа в исключительном виде не могло произойти, о чем также упоминается в Евангелии. Иисус Христос дает обещание уверовавшим в Него, что они будут иметь изобилие Благодати Святого Духа, и «из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус не был прославлен» (Ин.7,38-39).

Из этих слов можно видеть то, что акт спасения человечества от вечной погибели за отступление от Бога еще в лице Адама и Евы начинается с воплощения Сына Божия, имеет продолжением крестный подвиг Христа Спасителя, воскресение Его и оканчивается ниспосланием Святого Духа. Все эти божеские действия являются частями одного целого плана Святой Троицы - дела спасения человечества и составной частью в победе святых сил над тьмой. Далее человечество, обладая уже дарами Святого Духа, вступает вновь на путь вечного совершенствования, который имело до грехопадения по призванию Творца. Это призвание означено словом «по подобию»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему» . Образом Божиим человек является в том смысле, что воспринял при творении все те святые качества, какими обладает Бог. Но Бог беспределен во всех отношениях и качествах, а творения Его ограничены во всем. Однако милостивый Творец не оставляет свою тварь в том состоянии, в каком сотворил из ничего: Он устанавливает в этом акте «заданность» на совершенствование до беспредельности – до полного уподобления Богу, которого, между прочим, достичь не может ни одна тварь. И эта-то «заданность» на вечное совершенствование является первым законом бытия тварного мира, отмеченным словом сотворенность «по подобию» Божию. Однако само творение Божие, хотя и имеет в себе направленность на возрастание в святых качествах, может в силу своей свободной воли уклониться с истинного пути совершенствования и требует постоянно вспомоществующей силы со-вне. Этой то «силой» и является спасительная Благодать Святого Духа.

Согласно учению Церкви о совмещении лиц Святой Троицы мир творился Богом Словом – Сыном Божиим, смотрением и волей всей Святой Троицы, а творение жизни и совершенствование, освящение ее производится Святым Духом. Однако и творение мира Словом происходит при содействии Святого Духа. Так сотворенную первоматерию «оживотворяет» уже Дух Святой: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Василий Великий говорит об этой творческой деятельности Троицы, что Отец является первопричиной всего сотворенного, Сын – причиной действующей, Дух – причиной совершенствующей. Св. Ириней Лионский называет второе и третье лицо Троицы «двумя руками Божиими». О сотворенности всего посредством Сына Божия ап. Иоанн Богослов пишет: «Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3). И еще сказано о Слове, а далее и о Духе святом: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32, 6).

Если в словах этого псалма под Словом разуметь второе лицо Святой Троицы Сына Божия, а Духом уст Его назван Святой Дух, то вновь видим в Откровении Свящ. Писания указание того, что Бог Сыном творил все земное и небесное, а духом Святым творилась жизнь и небесная и земная, почему и называет Церковь Святого Духа животворящим, жизни Подателем. Совершенствование и очищение, освящение тварей происходит под постоянным воздействием опять же Святого Духа. Пророки и, позднее - Апостолы возвещали истину по наитию Духа Истины. Церковь создана Спасителем на Крови Его, но далее освящается в силу заслуг Его опять же Духом Святым, не отделимо пребывающим с Отцом и Сыном. Так же во всех актах спасения человека наличествует содействие Святого Духа. Зачатие Христа Спасителя происходит согласно слов Символа веры «от Духа Свята и Марии Девы», и по слову Архистратига Гавриила Деве Марии: «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1,35).

Творение мира и управление его производится Богом посредством Божественных нетварных энергий. К ним относятся звуковые и зрительные сопровождения чудесных явлений как при Сошествии Святого Духа на Апостолов, также виденный след славы Божией Моисеем на Синае, фаворский свет в момент Преображения Христова.

Особым видом Божественной энергии являются дары Благодати Святого Духа, какими управляется и освящается Церковь. Для преподания членам Церкви спасительной Благодати установлены Христом и далее Апостолами таинства: крещения, миропомазания, исповеди, причащения, елеосвящения, брака и священства.

О миссии Святого Духа в Церкви Спаситель сказал: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16,12-15).

Таким образом, учение Христово возвестили Апостолы по наитию Святого Духа, напомненному и восполненному Им. Предсказания будущего было произведено чрез Апостолов и святых людей от Него же. Это мы видим и по ветхозаветным данным, не однократно доводящим нам о том, что Дух сошел на того-то, и он стал пророчествовать. Однако нельзя опустить и такую истину: по Божию смотрению многое допускается делать Ангелам, что, казалось бы, должен исполнить Дух Святой. Так в 3 книге Царств есть описание явления у Престола Божия, открытого прор. Михею. «Я видел Господа, сидящего на престоле Своем; и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицеем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так» (3 Цар.22,19-22).

Далее говорится о том, что все пророки нечестивого царя Ахава говорили ложные предсказания о победе в предстоящей битве Ахава. Пророк же Михей привел выше описанную сцену у престола Божия и будущее поражение, и смерть царя. Но его не послушали, и это назавтра же сбылось.

Об участии в пророческой деятельности Ангелов говорит также ап. Павел: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам; потому что Бог не суть Бог не неустройства, но мира» (1 Кор.14,30-33).

Получается, человек является открытой системой, не имеющей возможности оградиться самому от вторжения в него не материальных сущностей, ибо открыт он и для вхождения и одержания злых духов. Защитить его может только Господь и приставленный к нему Ангел хранитель. Из Свящ. Писания, да и из жизни также известна масса случаев вторжения злых духов в человека. Одерживают бесы человека, не имеющего благодатной веры или по воле волшебника, или в случае увлечения оккультными обрядами. Избавлением от этого может быть при глубоком покаянии вычитка духоносного человека.

Но есть еще иной вид одержания, от которого не избавляет вычитка – это прелесть бесовская. В данном случае вторжение бесовской силы происходит через гордостное состояние, родственное бесовскому. Бесы одерживают уже не только тело человека, а все его существо: и душу, и ум, и волю. Он как бы добровольно чрез гордость отдается во власть темных сил. Спасти от этого может только глубокое покаяние, смирение и молитва за него Божиих людей. Находящихся в прелести бесовской, похоже, больше в мире, чем одержимых, и число их будет расти с приближением безблагодатности мира вплоть до всеобщей прелести при конце его.

Итак, Церковь Христова освящается, возрастает благодатным действом Святого Духа, ниспосланным от Отца в силу заслуг Христа Спасителя Сына Божия. Благодать Святого Духа подается двумя путями: чрез таинства, установленные Господом Иисусом Христом и его Учениками – Апостолами, и по преемству от дня сошествия Святого Духа на Апостолов. Первый путь воздействия Святого Духа – чрез таинства Церкви был установлен Христом в момент, когда он дунул на Апостолов и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Другой путь воздействий Благодати Святого Духа на истинно верующих в Бога имеет начало с сошествия Святого Духа на Апостолов в День Пятидесятницы в виде разделяющихся огненных языков. Благодать в данном случае подается отдельно каждому христианину не зависимо от таинств по вере и устремлению к Богу. Так пустынники, к примеру Мария Египетская, десятками лет не имея возможности принимать таинства, духовно возрастали до того, что могли подыматься на воздух и ходить по воде, как посуху.

Теперь в церковных и особенно околоцерковных кругах остро обсуждается вопрос благодатности таинств, какого-либо церковного объединения, в особенности Московской патриархии.

Двадцатый век ознаменовался вторжением злых сил в Российскую государственность, чрез что Русь была потоплена в крови и уведена в отступление. Не минуло это и Российскую Православную Церковь. Происками врагов православия вовнутрь ее внедрились злые элементы, которые своим предательством Христа и принуждением к этому всего духовенства родили страшный раскол, существующий по сей день. С первых же дней захвата власти в Церкви некоторых иерархов во главе с митр. Сергием (Страгородским), вступившим тайно в союз с врагами Христа, встал вопрос о благодатности таинств этих предателей Христа и Православия. Церковь разделилась на диаметрально противоположные стороны. С одной стороны встали исповедники, не идущие даже под страхом смерти на сослужение с врагами Христа и Руси. Стояние в верности истине, Православию и Богу для них было дороже жизни. С другой стороны явились компромиссники – примиренцы с вражеской ложью и насилием ради сохранения своего благополучия чрез задабривание властвующих врагов Христовых. К тому же это направление образовалось чрез Иудинский грех – предательство в тайном сговоре с врагами за спиной всего епископата Церкви. Вопрос о безблагодатности этой лжецеркви при наличии верной Христу Церкви с большим числом иерархов, казалось бы, отпадал сам собой. И этого мнения держались все исповедники того времени, ставшие после священномучениками.

Прошли годы, и вот теперь мнения в церковных кругах относительно благодатности таинств предательской Московской патриархии стали разделяться. Верная Богу Церковь - РосПЦ под омофором митр. Антония (Орлова), не вошедшая в услужение богоборческому большевистскому режиму и не явившая раскольничьих актов, считает таинства Московской патриархии безблагодатными. Обоснованием для этого служит рождение ее в 1927 году посредством предательства Христа и Церкви через тайный сговор и дальнейшее сотрудничество с властями богоборческого большевистского режима, предание ее трижды анафеме Церковью за невраждебность врагам Христовым – сергианство и за участие в экуменическом движении, готовящем приход антихриста и его принятие церковью. Это лжецерковное объединение всеми силами старается показать себя настоящей благодатной Церковью, выставляет более благообразных своих членов прозорливцами и чудотворцами, удивляет мир своим могуществом, богатством, благолепием и многочисленностью монастырей и храмов. Однако с абсолютной точностью она исполняет все предсказанное в Апокалипсисе о «жене», сидящей на звере багряном, блуднице, Вавилоне великом. Видимость благолепия храмов и богослужений еще не доказывает наличие благодати. Этим обладают и католики, и монофизиты, и даже магометане.

Многочисленные члены этой лжецеркви уверены в благодатности их МП, т. к. в ней есть «старцы»: Серафим Вырицкий, Лаврентий Черниговский, Николай Гурьянов и т. д. Однако не все приписываемое им является истинным, и нельзя им приписать полное согласие, одобрение сергианской вероучительной идеологии. Если и были сколько-то отмеченные Богом для поддержания хотя бы и такой не совсем спасительной веры в народе такие личности, то надо отметить и то, что они вынуждены были пребывать в МП, хотя и не были согласны с сергианским курсом. Некоторые утверждают, что они сами ощущали «благодать» в таинствах и богослужении в патриарших храмах. На это надо ответить одно: нельзя доверять субъективным ощущениям, так как даже великие подвижники вводились в погибельное заблуждение бесовскими силами в прелесть. Каждый молящийся всегда окружен миллионами злых сущностей, постоянно готовых устремиться на «помощь» впасть в заблуждение. К тому же, как было сказано выше, Благодать Святого Духа ниспосылается в Церковь по двум «каналам»: по благословению Христа Спасителя, когда Он дунул на Апостолов и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23). Этим Спаситель дал власть Апостолам на совершение таинств – соединения с Христом в таинствах и богослужении. Однако оно совершается при условии истинности священнослужителя, совершающего таинство, принадлежащего к подлинно Христовой Церкви, не еретика, не находящегося под запретом от церковной власти. Московская же патриархия не является истинной церковью, верной Христу, и потому таинства в ней не совершаются. Однако народ, молящийся в храмах МП не всегда ответствен за грехи духовенства. Миллионы людей тянут руки к небу, моля милости Божией. И милостивый Бог не может отринуть всех их. Искренне верующие, но не знающие глубин сатанинских, не могут быть оставленными без Благодати Святого Духа. И Благодать в какой-то мере изливается на них, но не через таинства, а другим путем. Апостолы получили дары Духа Святого в момент Сошествия Его в день Пятидесятницы в отсутствие при них Христа, т.е. минуя установленные Им таинства. Святой Дух почил в этот момент отдельно на каждом из них, и это передается далее всем последователям их. Верующие люди, молящиеся по незнанию и по необходимости в храмах МП, получают за свой усердный труд милость Божию, хотя и не в той мере как чрез благодатные таинства. К примеру, такой рядовой член МП, готовясь к исповеди и причастию, проливает слезы покаяния и не тщетно – обретает в какой-то мере помилование, но приняв причастие этот человек ничего не получил, потому что таинства в этой церкви не действенны.

Московская патриархия (РПЦ МП) не может быть благодатной истинной церковью не только потому, что рождена в Иудинском грехе, но и по множеству других нарушений канонов и догматов. Если и имеются какие-то единичные проявления милости Божией на отдельных членах МП, то это еще не говорит о благодатности этого беззаконного образования. Благодатью Святого Духа в данном случае именуется та животворная сила, которая изливается чрез таинства Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. А является ли такой РПЦ МП?

Митр. Сергий (Страгородский) увел введением новой церковной «гибкой» - компромиссной политики взамен исповедническому стоянию в верности Богу, Православию часть епископата РосПЦ. Он тем породил страшный раскол, нарушив Единство Церкви, чем отчислил себя и своих последователей от Церкви. Христос не мог разделиться, не мог покинуть верных Себе, пойдя к изменникам, объявившим себя невраждебными врагам Его. В случае раскола та часть, которая остается верной Христу, не ушла в ересь, не нарушила канонов остается Церковью Его, а другая, являющаяся виновницей раскола, становится сборищем сатанинским. Раскол есть рассечение единого тела Христова – Церкви. Уйдя со своими приверженцами в неверность Христу к врагам Его митр. Сергий лишил и Святости свою группировку. Какая может быть святость у безблагодатных предателей, нарушителей канонов?!

Также и Соборность церкви он грубо попрал, введя новую церковную политику без ведома и согласия всего остального епископата. Его беззаконным деяниям противостало большинство епископов, но вместо того, чтоб исправить положение, он руками дружественных ему врагов Христовых – большевиков уничтожил их. Другие, последующие расколы: суздальский, лавровский, лазаревский, жуковско-целищевский и балабановский как под копирку повторили нарушение соборности, определенной 34 Апостольским правилом. И все они, уйдя в раскол, выбыли из лона церковного.

Не лучше дело обстоит и с Апостольством. Апостольское преемство епископата МП и других раскольников пресеклось в момент раскольного разделения. Об этом говорит свят. Василий Великий в 1 каноническом правиле: «Ибо хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали».

Исходя из этого определения, нужно заключить: РПЦ МП, и другие раскольники да не обольщают себя уверением в своей благодатности, которую утеряли в момент оставления истинной Церкви. Преемство апостольское имела их иерархия до раскола, а уже последующие, ими рукоположенные, никак не могли получить преемства, разве что Иудинское. Однако демоны всегда рядятся в Ангелов светлых, и все еретики и раскольники всех уверяют в своей благодатности. Находятся и теперь мастера слова, которые стараются отстоять благодатность таинств МП тем, что соборы РПЦЗ и первоиерархи ее до Лавровского раскола прямым текстом не объявляли об отсутствии ее там. А священномученики, боровшиеся с сергианством, доказывавшие безблагодатность Сергиевской церкви, получается, ошибались. И все анафемы, провозглашенные на МП, по утверждению раскольных «мудрецов», будто бы не говорят о лишении благодати. Такая упрямая лживость кроме чувства досады не может вызвать больше ничего. Благодатной остается только настоящая Российская Церковь, в каком бы количестве членов она ни сохранилась. Это та Церковь, которая не погрешила неверностью Богу, не вошла в союз с врагами и предателями Христа Спасителя, не была устроителем расколов, но боролась с такими. Как бы ни была она малочисленна, но будущее возрождение определено ей. Только жаль, что в этой безобразной куче «осколков», окружающих ее, обывателю не так-то просто разглядеть. Да даст ей Господь успех в борьбе с засилием лжи.



Архиеп. Виктор (Пивоваров)

Написать письмо архиеп. Виктору
(эл. почта: [email protected])



ДРУГИЕ СТАТЬИ архиеп. Виктора (Пивоварова):

- «СБОРНИК СТАТЕЙ» (2002-2008 гг.) - более 90 статей архиеп. Виктора (Пивоварова).




[*] ОТ РЕДАКЦИИ: Предлагаем вниманию читателей ОБЗОР ЦЕРКОВНЫХ СОБЫТИЙ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ Высокопреосвященного Виктора, архиепископа Славянского и Южно-Российского, написанный им пять лет назад. Данный обзор и все последующие статьи архиепископа Виктора (Пивоварова), написанные в период с 2001 по 2008 гг., будут опубликованы на официальном Синодальном Сайте Российской Православной Церкви повторно в хоронологическом порядке, в связи с тем, что такой порядок позволит яснее представить читателю все разнообразие интересов, настроений и дать оценку событиям, произошедшим в РПЦЗ - РПЦЗ(В) - РосПЦ за последние восемь лет, а также – представит читателю подробный аналитический обзор «о причинах последних расколов РПЦЗ», начиная с лавровского (РПЦЗ(Л)), валентиновского (РПАЦ) и лазаревского (РИПЦ), заканчивая – жуковским (РПЦЗ(ЖЦ)) и балабановским РосПЦ(Д)). В конце повторной публикации данного обзора и всех последующих статей архиепископа Виктора, написанных им в этот период, будет дан систематический предметный указатель его произведений, для облегчения всякого рода справок. Из кратких заметок о месте и времени написания статей и проповедей архиеп. Виктора в период с 2001 по 2008 гг., читатель увидит в каких условиях ему приходилось работать.

Предлагаемый обзор «ГДЕ ЖЕ ТЕПЕРЬ ОБИТЕЛЬ ИСТИНЫ?», в первой главе которого отлично вырисовывается образ «изменницы» - Московской патриархии, представляет собой, как сказано выше, подробный критический анализ причин четырёх расколов РПЦЗ: лавровского, валентиновского, лазареского и мелеховского. Данный обзор, который состоит из 6 частей: введения, четырёх глав и заключения, был сделан архиеп. Виктором и впервые опубликован в августе 2003 года. В каждой части в ясной и доступной форме даны ответы на многие вопросы, которые неминуемо возникают перед человеком, ищущим духовного возрождения:

1. Вступление: «Где же теперь обитель истины?» - обзор сергианского раскола и возникновения лжепатриархии (РПЦ МП).
2. О причинах последних расколов РПЦЗ.
3. Разбойничий Собор 2001 г. и его последствия (РПЦЗ(Л)).
4. О валентиновском (РПАЦ) и лазаревском (РИПЦ) расколах.
5. О расколе, учиненном протопр. Виктором Мелиховым.
6. Заключение: «Как быть?»


САЙТ ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ (УСТИНОВА)

РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Задавайте вопросы по электронной почте:

Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский

Сайт Архиепископа Виктора