«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор.15,55.57).
Дорогие отцы, братья и сестры. Поздравляю вас всех с великим Праздником праздников. Еще около двух тысяч лет назад прозвучали из уст жен мироносиц, а потом и Апостолов слова этого радостного известия: «Христосъ Воскресе». И до сего дня мы слышим эти слова, и радость заполняет наши души. Зная о смысле и действии этих слов, преп. Серафим Саровский любил приветствовать всех приходящих к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя». Действия этих слов мы знаем, испытывая их, а о смысле можно говорить бесконечно, т. к. он начинается здесь на земле и уходит в вечность. Мы называем Воскресение Христа еще и Пасхой Христовой, проводя сравнение с пасхой Ветхозаветной, которая означала освобождение из египетского рабства. И мы, в первую очередь, придаем Пасхе смысл освобождения нас Христом, Его страданиями и победным воскресением из рабства дьявола, и от уготованной ему и всем его последователям вечной погибели. И если это осознать, почувствовать, а не услышать только, то душу переполнит радость. Но как жаль, что мы по причине ограниченности нашего естества и греховной испорченности не умеем ощущать духовное значение, или хотя бы видеть глубинный смысл.
ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор.15,55.57).
Дорогие отцы, братья и сестры. Поздравляю вас всех с великим Праздником праздников. Еще около двух тысяч лет назад прозвучали из уст жен мироносиц, а потом и Апостолов слова этого радостного известия: «Христосъ Воскресе». И до сего дня мы слышим эти слова, и радость заполняет наши души. Зная о смысле и действии этих слов, преп. Серафим Саровский любил приветствовать всех приходящих к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя». Действия этих слов мы знаем, испытывая их, а о смысле можно говорить бесконечно, т. к. он начинается здесь на земле и уходит в вечность. Мы называем Воскресение Христа еще и Пасхой Христовой, проводя сравнение с пасхой Ветхозаветной, которая означала освобождение из египетского рабства. И мы, в первую очередь, придаем Пасхе смысл освобождения нас Христом, Его страданиями и победным воскресением из рабства дьявола, и от уготованной ему и всем его последователям вечной погибели. И если это осознать, почувствовать, а не услышать только, то душу переполнит радость. Но как жаль, что мы по причине ограниченности нашего естества и греховной испорченности не умеем ощущать духовное значение, или хотя бы видеть глубинный смысл. Мы теперь, особенно в условиях захлестнувшей мир переинформации, слухом слышим и не слышим – в одно ухо влетает, а в другое выскакивает. Остается в подсознании только одна дьявольская гипнотизирующая ложь, заключенная в какие-то ключевые слова, типа «Крым наш», «Виноваты во всем внешние враги, американцы» и т. д. А вот то, что Христос освободил нас от всех врагов и открыл путь победы, мало кто усваивает. А ведь свободного во Христе, не поработившегося дьявольскими страстями, особенно ложью и самолюбием, не связывает и не страшит ни смерть, ни тюрьма, ни гонения. Он чадо воскресения. Спаситель иудеям, утверждающим, что они чада Авраама и всегда свободны, ответил: «Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8,34.35). Поэтому надо признать: свобода или несвобода в нас самих. Тем более, если мы сами агрессоры, то не надо валить все на внешних врагов. Спаситель, видимо, поэтому сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лук.17, 21).
Итак, Пасха есть освобождение, свобода. Но не менее важным является смысл «победы». С момента восстания дьявола, когда в мир вошло зло, и началась борьба с ним, стали происходить победы и поражения тех и других сторон. Но как радостна и славна победа, так горько и поражение. Так вот Пасха Христова есть высшая славнейшая победа. Это победа Того, который сказал, что Бог есть Любовь, победа Того, кто сказал о Себе : «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Поражение же получил тот, который говорил некогда: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14, 13-15).
Спаситель же сказал о нем: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12,31). В другой раз Он сказал ученикам радующимся, что и бесы им повинуются: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10,18).
Архиеп. Аверкий (Таушев) говорил по этому поводу: «Так вот, где источник нашей светлой радости в день праздника праздников Светлого Воскресения Христова: Воскресение Христово – это радостный и убедительный для нас залог конечного торжества правды Божией, победы над злом, победы над смертью» (Архиеп. Аверкий. Современность в свете Слова Божия.т.2, с.181).
Дьявол одержим злом и лживостью, или вернее сказал о нем Сам Христос:
«Он человекоубийца был от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44).
Он человекоубийца и ложь и отец лжи, т. е. превратившийся в сущность зла и лжи. Он не может не творить зла, также старается сделать воплощением зла и лжи всех последовавших за ним. А такими он стремился сделать всех Ангелов, и теперь все его желание - сделать такими всех человеков. Но зло и ложь не являются самосущими, ибо сущими являются Истина и Любовь. Поэтому в итоге всегда Господь посмеется над его ничтожеством, над его немощными действиями. Сатана постоянно старается искусить людей верных Богу, и даже дерзал искушать Самого Христа в пустыне и в Гефсиманском саду, но всегда остается посрамленным. Он думал, что победил, возведя Христа на крест, и погрузив в лоно смерти, «но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». И мы, последовавшие за Ним «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». Верим сказанному слову Апостолом: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор.22-23). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24,30).
Ап. Иоанн в Апокалипсисе доводит образно эту окончательную победу Христа над дьяволом, злом и ложью следующими словами:
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19,11.13-14).
«И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производящий чудеса пред ним. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» (Отк.19,19-21).
Однако вопрос встает: много ли следующих за Христом теперь? Не восплачутся ли все племена земные, увидев Распятого ими? Действительно, верных Христу что-то не видно. Это похоже на быстрое осатанение масс.
Можно привести в сравнение быструю перемену тех, какие вчера взывали «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21,9). После же нескольких дней кричали: «Распни, распни Его!». Как страшно осатанение масс!
Теперь стоит перевести взгляд на наши дни и ужаснуться. Русь была неделима по вере и духу: Киевская и Московская. Одна вера, одна кровь и никакие политические амбиции не могли разделить нас. Но как же получилось, что теперь слышим со стороны россиян вопли: «Убивайте укропов, фашистов, бандеровцев!»? А ведь они братья наши, чрез них пришло Православие в нашу Московию. В вину им вписали то, что они вздумали покинуть большевистский ад и быть свободными, быть верными Христу, потому что у нас в РФ начался возврат в большевизм и сталинизм. Так что это, если не безумие? И наш народ российский верит всякой лжи об украинцах. Верят этому почти все, и потому надо сказать, мы близки к воцарению над планетой отца лжи, которому они верят: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес.2,11).
Остается еще надежда на то, что захлестнувшая Русь система лжи, согласно предсказанному в Апокалипсисе, падет, будет еще хотя бы малое возрождение Православия на малое время. И тогда мы будем говорить: «Христос воскрес, и теперь воскресил Русь».
+ Архиепископ Виктор Славянский и Южно-Российский.