Х Р И С Т О С В О С К Р Е С Е!
«Некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15,12-14).
Но Христос воскрес! и потому мы приветствуем друг друга этим радостным известием вот уже почти две тысячи лет. С каким волнением мы ожидаем в Пасхальную ночь первое известие, доносящееся из алтаря, как бы издалека: Воскресение, Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Эти слова настолько сладостны, что мы их повторяем без числа, идя крестных ходом вокруг храма. И хотелось бы повторять бесконечно. А в чем заключается причина этой радости?
Х Р И С Т О С В О С К Р Е С Е!
«Некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша
тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15,12-14).
Но Христос воскрес! и потому мы приветствуем друг друга этим радостным известием вот уже почти две тысячи лет. С каким волнением мы ожидаем в Пасхальную ночь первое известие, доносящееся из алтаря, как бы издалека: Воскресение, Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Эти слова настолько сладостны, что мы их повторяем без числа, идя крестных ходом вокруг храма. И хотелось бы повторять бесконечно. А в чем заключается причина этой радости?
Если славить Бога можно чистым сердцем, то и познавать Его чрез дела рук Его, чрез явление Его милости, можно только чистым сердцем, ибо сказал Христос Спаситель: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). А кто-то спросит: тогда, как же понять слова: «Бога никто никогда не видел»? Действительно, Бога увидеть плотскими глазами в Его божественной полноте, невозможно, но познавать можно только чистым сердцем под наитием Святого Духа. Для этого нужно явить себя без лукавства и самолюбия верным рабом Его, стоящим твердо в истине, которую Он принес на землю и проповедал нам. Духом же Святым мы можем постигать глубинные тайны бытия, причины не известных миру явлений. Мы чистым сердцем познаем ответ на вопрос: зачем мы существуем, почему Бог попускает дьяволу существовать и творить зло, зачем Богу Сыну потребовалось воплощаться, пролить Свою кровь на кресте, воскреснуть и взойти на небо? И множество других вопросов пока без ответа отягощают наш дух. Особенно тяжким вопросом является всего человечества и наше страшное будущее. Зачем оно попущено с добавлением слов «должно придти», «тому надобно быть»? Тогда встает новый вопрос: зачем попущены страшные скорби, особенно, в последние дни? Если они заранее предсказаны, то, следовательно, известны, и силен Бог, промыслительно изменить ход истории, отменить мучительный конец. Ответ дает ап. Павел:
«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор.15,53-55).
Некоторые богословы утверждали, что человек был сотворен ангелоподобным, а потом через грех стал грубо материальным. Однако ап. Павел здесь указывает иное – закон последовательности от не совершенного к совершенному: вначале - тленное, а потом нетленное. «Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». Таков закон бытия. Поэтому мы сегодня радуемся не только тому, что Бог явил нам высочайшую милость, воплотившись, предавшись на распятие нашего ради спасения и в этот святой день победно воскреснув. Мы – земнородные получили свободу от уз адовых. Но еще добавляется радость от знания обязательного воскресения и нас грешных во образ воскресения Христова.
В первую очередь нужно отметить то, что человек сотворен Богом к вечному совершенствованию в уподоблении Богу и к вечной радости. Но человеку был дан выбор. Для того-то было насаждено в Раю древо познания добра и зла, чтоб в случае выбора иного «познания» человек оценил благо радости спасения, испытав на себе действие зла. Мы цену радости не познаем, если не испытаем силу зла. И самое страшное то, что настоящую силу зла человечество должно познать в конце своего существования. И опять же вызывает досаду то, что люди не хотят оценить суть радости, уготованной Богом, а ищут только сиюминутное самолюбивое наслаждение и свой покой. Для того-то и попускаются разные невзгоды и скорби, чтоб человек, ищущий святую радость после скорби увидел ее благую суть. Так Господь Иисус Христос попустил скорбь Своим ученикам и Богородице Своей смертью, чтоб они увидели радость Воскресения Его в полную силу.
«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16,20-22).
Поэтому мы поем за Пасхальной службой: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь».
И коли мы испытываем такую радость спасения чрез Светлое Воскресение Христово, которое открыло нам двери в Царство Небесное – возможность сподобиться вечного блаженства, то какой же радости наполнятся наши души в тот грядущий день, после невыносимых скорбей последних времен? А ведь ту радость получат опять же те, которые сегодня чрез подвиг верности Христу имеют радость. В день же всеобщего воскресения, в момент Его окончательной победы они получат вечное блаженство.
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Христос воскресе!
+ Архиепископ Виктор Славянский и Южно-Российский.