Православное Обозрение № 22 - У сына Ибн Сеуда короля Корана и нефти

Православное Обозрѣнiе № 22   

У сына Ибнъ Сеуда

Короля Корана и Нефти

 Эта статья полностью   перепечатана изъ фрацузскаго  еженедѣльнiика Paris-Match

"Они ведь располагаютъ только верблюдами". Ироническiй шопотъ пробѣжалъ вокругь стола, и чрезвычайный уполномоченный могущественныхъ американскихъ нефтяныхъ компанiй, предварительно посовѣтовавшись со своими коллегами, пропустилъ безъ измѣненiй маленькiй параграфъ въ контрактѣ концессiи нефтяныхъ источниковъ на территорiи Саудовской Аравiи. Этотъ маленькiй параграфъ гласилъ: „Перевозъ нефти предоставляется по преимуществу арабамъ".

Съ тѣхъ поръ прошло 20 лѣть. Три мiсяца тому назадъ была основана арабская нефтяная транспортная компанiя, котхорая рашолагаеть самыми современными нефтеналивными, судами общей вмѣстимостью въ 500,000 тоннъ. Такой флотъ грузовиковъ захватиль, конечно, весь излишекъ нефти, который не способенъ перебросить въ поргь Сидонъ трансарабскiй американскiй нефтепроводъ.

Въ началѣ этого вѣка Аравiя представляла собой суровую пустыню, раздираемую войнами мелкихъ племенъ, опустошаемую разбойниками, закрытую для прогресса и цивилизацiи. Никакой иностранецъ не смѣлъ проникнуть въ нее, не опасаясь за свою жизнь.

Когда въ ноябрѣ прошлаго года умеръ король Ибнъ Сеудъ, котораго англичане прозвали „Наполеономъ пустыни", то его сынъ, теперешнiй царь Саудъ, унаслѣдовалъ отъ него обширное царство, пространство равное половинѣ Европы, стоящее на третьемъ мѣстѣ по добычѣ нефти и духовно возглавляющее весь арабскiй мiръ.

Полвѣка фантастическихъ конныхъ приключенiй, цѣлая невѣроятная эпопея, которую не могь бы себѣ предстявить даже писатель рыцарскихъ романовъ, совершили это чудо. Въ самый разгаръ XX столѣтiя, старый король Ибнъ Сеудъ поднялъ из песковъ цѣлую новую нацiю.

Все дѣтство Ибнъ Сеуда протекло подъ знакомъ неудачъ, горечи и духа возмездiя. Его семья, царствовавг шая надъ всей центральной Аравiей въ XVIII вѣкѣ была слгѣщена соперничающей другой династiей. Въ десятилѣтнемъ возрасгѣ, будущiй король долженъ былъ бiжать изъ столицы своихъ предковъ города Рхiяда и его благоухающаго розами дворца. Они нашли сѣбѣ пристанище въ пустынѣ подъ палатками одного дикаго бѣднаго кочующаго племени. Эти суровые наѣздники научили мальчика владѣть саблей и смѣло смотрѣть смерти въ глаза.

Въ шестнадцатилгѣтнемъ возрастѣ онъ рѣшилъ снова возвратить себѣ свее царство. Вся его армiя состояла изъ сорока человѣкъ родственниковъ и друзей съ сорока верблюдами, которыхъ одолжилъ имъ шейхъ Ковейта. Молодой Саудъ выбралъ для похода время Рамадана. Этоть походъ онъ превращаетъ въ священную войну. Во время долгихъ переходовъ по горячимъ пескамъ они питаются лишь тремя финиками въ день и верблюжьимъ молокомъ, прочитывая на распѣвъ стихи изъ Корана и вѣря, что самъ Аллахъ идетъ впереди воиновъ.

Въ одну темную зимнюю ночь сорокъ воиновъ подходятъ, наконецъ, къ стѣнамъ города Рхiяда. Ибнъ Сеудъ выбираеть изъ своихъ воиновъ семь самыхъ смiдыхъ. Они выдолбываютъ в стволѣ высокой пальмы подобiе ступенекъ и всѣ подъ покровомъ ночи перебираются черезъ укрѣпленныя стѣны. Они подкрадываются поближе ко дворцу правителя Бенъ Ажлана, стараго врага его отца и въ одномъ темномъ переулочкѣ дожидаются восхода солнца. Какъ только востокъ блѣднѣеть они всѣ становятся на молитву и затѣмъ стремительно бросаются къ воротамъ дворца, которыя въ тоть самый моменть начала открывать дворцовая стража, не успѣвшая, отъ неожиданности реагаровать на столь внезапное нападенiе. Держа въ одной рукѣ копье, а въ другой саблю, всѣ семеро, подъ предводительствомъ Ибнъ Сеуда, проникаютъ во дворецъ и находятъ Бенъ Ажлана въ одной изъ отдаленныхъ комнатъ. Однимъ ударомъ сабли Ибнъ Сеудъ отсѣкаеть ему голову; стража сдается и переходитъ на его сторону, а городъ, узнавши о случившемся, привѣтствуегь своего вновь обрѣтеннаго принца. Все это происходило на зарѣ XX столѣтiя въ 1901 году. Въ этотъ самый день первой побѣды своего отца родился Саудъ, теперешнiй правящiй царь. Черезъ нѣсколько лѣтъ королю Ибнъ Сеуду пришлось бороться съ непокорнымъ эмиромъ Абдулъ Азйзъ Аль Рашидъ. Они часто гонялись одинъ за другамъ по необозримой пустынѣ. Иаконецъ, въ одинъ прекрасный день Ибнъ Сеудъ настигаетъ своего врага, оба соскакивають съ коней, выхватываютъ сабли и начинаютъ поединокъ. Сабля Ибнъ Сеуда ломается, ему бросаютъ другую. Ибнъ Сеудъ опрокидываеть эмира и отрубаеть ему голову.

Когда старый король воинъ, прожившiй пятьдесятъ лѣтъ въ постояныхъ рукопашныхъ схваткахъ, тихо скончался въ прошломъ году на своей постели, на его тѣлѣ было обнаружено сорокъ три шрама оть холоднаго оружiя. Побѣдилъ же его параличъ.

Ибнъ Сеудъ скончался 9-го ноября прошлаго года въ 9ч. 40м. въ своемъ зимнемъ дворцѣ, находящемся въ 50-ти километрахъ отъ Мекки. По требованiю мусульманскаго закона тѣло немедленно было предано землѣ. Его личный четырехмоторный самолетъ перенесъ останки короля, завернутыя въ матерiи и одинъ коверъ, въ столицу Рхiядъ. На кладбищѣ южной части города можно и теперь еще найти небольшой холмикъ земли съ каменной плитой безъ единой надписи, могилу суроваго и когдато могущественаго короля Ибнъ Сеуда.

Ибнъ Сеудъ наслѣдникомъ сиоимъ назначилъ изъ всѣхъ своихъ 36-ти сыновей Сауда, потому что послѣднiй проявилъ ему больше всего любви и преданности. Когда въ 1934 году царь прибылъ въ Мекку на богомолье и на него напали четыре убiйцы, молодой Саудъ прикрылъ отца собой и принялъ за него удары. Новый царь дѣйствительно болыпе всѣхъ похожъ на своего отца; высокаго роста, сильнаго тѣлосложенiя, съ большой бородой и величественной походкой. Онъ не владѣетъ ни однимъ иностраннымъ языкомъ, но очень благочестивъ и исполняетъ всѣ предписанiя Корана. Своимъ обликомъ онъ продолжаеть традицiю великихъ мусульманскихъ патрiарховъ.

Саудъ почти совсѣмъ забросилъ старый отцовскiй дворецъ и перенесъ свою резиденцiю въ свой новый дворец Назрiя въ 12-ти килом. оть столицы. Все тамъ сказочное. Двойная автострада соединяетъ дворецъ со столицей. 10.000 горшковъ съ разноцвѣтными цвѣтами раздѣляютъ двойной путь. Передъ дворцомъ простирается въ нѣсколько квадратныхъ километровъ цвѣтущiй садъ, зрѣлище необыкновенное въ этой безводной землѣ. Ночью 10.000 электрическихъ лампочекъ освѣщають эти феерическiя мѣста.

Рхiядъ самый необыкновенный городь во всемъ мiрѣ. Это во первыхъ городъ короля. Всѣ его 100.000 жителей живуть отъ короля и королемъ. Всякiй входящiй въ городъ тѣмъ самымъ становится гостемъ этого самодержца... Во дворцѣ столъ всегда накрытъ: кто угодно приходи, садись и ѣшь. Король надѣется сдѣлать изъ Рхiяда модерный городъ, и этимъ достичь единенiя всей Аравiи. Восточная часть Персидскаго Залива это страна нефти, западная, омываемая Краснымъ моремъ — страна богомолъя съ городомъ Меккой, духовной столицей Аравiи. До открытiя нефти 300.000 ежегодныхъ богомольцевъ приносили главный доходъ королевству. Каждый вечеръ при заходѣ солнца надъ всей Аравiей раздается протяжный зовъ: «Залатъ! Залатъ»! (На молитву). Тогда на нефтеперегонныхъ заводахъ рабочiе прекращаютъ работу, въ портахъ носилыцики оставляютъ свою ношу, въ казармахъ солдаты снимаютъ свои ружья и во всей Аравiи четыре миллiона магометанъ поворачиваются лицомъ къ Меккѣ и падаютъ на колѣни.

В своемъ дворцѣ Рхiяда король Саудъ прекращаеть аудiенцiи, когда изъ большихъ висящихъ часовъ за которыми скрыть мощный магнетофонъ, раздается рѣзкiй крикъ муедзина, призывающiй вѣрныхъ на молитву. Ибнъ Сеуду удалось собрать подъ свой скипетръ всю Аравiю и сдѣлать изъ страны разбойниковъ и бандитовъ самую спокойную и мирную страну, въ которой добродѣтель является долгомъ каждаго гражданина. Ошибочно было бы думать, что все это онъ совершилъ мечемъ и силой. Свои племена, мелкiя, какъ песчинки, онъ сумѣлъ сковать въ одинъ народъ самымъ прочнымъ и самымъ связующимъ изъ цементовъ: духомъ ригоризма Корана. Ибнъ Сеудъ создалъ религiозное братство „Братья въ Богѣ", главный законъ котораго— буквальное исполненiе всѣхъ предписанiй Корана.

Вся жизнь Аравiи управляется исключительно Кораномъ. Музыка совершенно запрещена, и вы можете быть задержаннымъ, если вамъ вздумается запѣть. Запрещены также кинематографъ, театръ, танцы и всѣ искусства. Воры наказываются отсѣченiемъ руки; если воръ повторилъ кражу, ему отрубаютъ друтую руку, затѣмъ идетъ правая нога и лѣвая. Какъ-то одинъ арабъ нашелъ мѣшокъ съ рисомъ. Онъ честно объ этомъ сказалъ полицiи. Его спросили какъ онъ узналъ, что въ мѣшкѣ былъ рисъ.

„Я ощупалъ мѣшокъ". Полицiя и это нашла слишкомъ нечестнымъ и отрубила ему палецъ. Теперь во всей Аравiи совершается меньше преступленiй за цѣлый годъ, чѣмъ въ Парижѣ за одинъ день. Коранъ сковалъ даже технику, восточную цивилизацiю и нефть. Въ декабрѣ 1952 года Ибнъ Сеудъ запретилъ всякiй импортъ спиртныхъ напитковъ и таможней былъ наложенъ арестъ на всѣ частныя посылки спиртныхъ напитковъ    иностранныхъ   миссiй   и посольсгвъ.

Такой нравственный непреклонный законъ дѣйствительно объединилъ все королевство. Старый король Ибнъ Сеудъ основывая такой законодательный строй не переставалъ обѣщать награду отъ Аллаха за исполненiе народомъ всего закона Корана. Когда порядокъ былъ окончательно возстановленъ, внезапно въ 1936 году были открыты богатѣйшiе нефтяные залежи, и народъ единодушно принялъ это, какъ отвѣтъ Аллаха. Въ два года возникъ изъ песка городъ Дахранъ, столица нефти съ ея безчисленными однообраьными виллами, лавками, садами. Начальствуетъ въ этомъ городѣ Эмиръ Бенъ Жалви, самый строгiй защитникъ Корана.

Арабо-американская нефтяная компаиiя платитъ королю ежегодно до 160 милл. долларовъ. Съ огромными богатствами явилось и великое искушенiе Запада. Цѣлый народъ, который вѣками не измѣнялъ образа своей жизни, былъ въ опасности быть сокрушеннымъ при соприкосновенiи съ западнымъ современнымъ мiромъ. Однако, король оградилъ свой народъ Кораномъ, и этотъ бумажный щитъ преградилъ дорогу всей модерной техникѣ, а съ ней и модернизму. Богатство не измѣнили образа жизни стараго короля. Онъ мало ѣлъ: немного мяса съ рисомъ было постояннымъ его блюдомъ. Онъ позволилъ ввезти въ страну столько автомобилей, аэроплановъ и прочихъ техническихъ усовершенствованiй, сколько это было необходимо для улучшенiя жизни народа, не нарушая ни въ чемъ его обычаевъ. Самая больщая уступка цивилизацiй была постройка желѣзной дороги въ 600 км. длиной, соединяющая Рхiядъ съ Дахраномъ. 2.000 человѣкъ день и ночь работали надъ полотномъ дорога. Для того чтобы закрѣпить песчаную почву, тысячи тоннъ бетона заливалось въ фундаментъ и цѣлую рѣку нефти пришлось вылить на пески, ибо нефть въ соединенiи съ пескомъ образуеть плотную кору, на которую клали шпалы.

Въ Аравiи нѣтъ бумажныхъ денегь, единственныя въ обиходѣ золотыя и серебряныя монеты разной стоимости.

Умирая старый король оставилъ послѣ себя сначала неразгаданную тайну. Дѣло въ томъ, что король получалъ миллiарды долларовъ. которые невозможно было истратить на все то, что онъ создалъ въ Аравiи, какъ желѣзную дорогу, госпитали, школы и прочiя усовершенствованiя, Его дворъ, состоящiй изъ 2000 родственниковъ, тоже не могъ принести существенный ущербъ этимъ миллiардамъ.

Только совсѣмъ недавно тайна была раскрыта. Старый король простиралъ влiянiе Аравiи на весь мусульманскiй мiръ. Онъ считался покровителемъ святыхъ мѣстъ и былъ вообще банкиромъ всѣхъ арабскихъ странъ. Саудовская Аравiя одолжила нѣсколько миллiардовъ долларовъ Сирiи и помогала Египту. Такая политика престижа имѣегь свою обратную сторону: несмотря на нефть и богатства, народъ въ своей массѣ бѣдный и много проблемъ осталось неразрѣшенными. На плечи молодого короля Сауда пало тяжелое бремя примирить древнiя традицiи Аравiи съ современнымъ динамизмомъ Запада. Главнымъ помощникомъ въ этомъ нелегкомъ дѣлѣ—его брать Файсалъ и его министръ финансовъ Абдулла Сулейманъ. Файсалъ говоритъ по-англiйски и по-французски, имѣетъ только одну жену, но въ то же время остается строгимъ приверженцемъ Корана. Саудовская Аравiя недавно отказалась отъ помощн, предложенной ей Эйзенховеромъ только потому, что въ ней она убоялась даже тѣни зависимости оть чужой культуры. Молодой король сейчась занятъ грандiознымъ планомъ орошенiя всей Аравiи черезъ гигантскiй водопроводъ, который принесетъ воду изъ Ирака въ достаточномъ количествѣ для всей Аравiи. Переговоры съ Иракомъ уже начаты. Иностранные техники единодушно заявляютъ, что этотъ планъ неосуществимъ и граничить съ безумiемъ. Но не говорили ли тѣ же техники то же самее о желѣзной дорогѣ, которая сейчасъ соединяегь Рхiядъ съ Дахраномъ. «Мой отецъ создалъ въ пустынѣ царство, а я вырощу въ немъ деревья»

Copyright by Orthodox Digest  1954



Эта статья опубликована на сайте РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
http://www.rusoc.org/