Православное Обозрение № 26 - Удерживающий

Православное Обозрѣнiе

№ 26 Май 1959 г.

Удерживающiй

Cреди сравнительно многочисленныхъ строкъ Св. Писанiя о послѣднихъ временахъ мiра есть строки, на которыя сейчасъ особенно хочется обратить вниманiе нашихъ православныхъ читателей.

Апостолъ Павелъ въ посланiи къ Фессалоникiйцамъ (Солунянамъ по славянски) пишетъ: " ... Вы знаете, что не допускаетъ ему (Антихристу) открыться въ свое время. Ибо тайна беззаконiя уже въ дѣйствiи, только не совершится до тѣхъ поръ, пока не будетъ взятъ отъ среды удерживающiй теперь". (я Фес. II,6 и 7).

Кто этотъ "удерживающiй"'?!

Въ толкованiяхъ Блаженнаго Феофилакта, архiепископа Болгарскаго мы можемъ видѣть авторитетнѣйшее резюме всѣхъ почти святоотеческихъ толкованiй Новаго Завѣта.

Обратимся къ нему.

Въ этомъ толкованiи говорится: "Удерживающее означаетъ препятствiе, не допускающее Антихристу открыться; то, что мѣшаетъ... Это Римское государство. Ибо пока оно не разрушится, Антихристъ не будетъ имѣть возможности дѣлать то, что ему угодно... Когда же будетъ взято отъ среды Римскоө государство, тогда Антихристъ придеть. Потому что до тѣхъ поръ пока будутъ бояться этого государства, никто скоро не под чинится Антихристу. Когда же оно будетъ разрушөно, тогда водворится безначалiе, и онъ будетъ стремиться похитить и чөловѣческую и божескую власть". (стр. 798 и 799).

Римское государство было совершеннѣйшимъ на землѣ воплощенiемъ права — внѣшней земной справедливости, воплощенiемъ государства, какъ институцiи только природной, естественной, человѣческой, не благодатной, но и не испорченной до конца грѣховностью — духовно всөгда недостаточной, ущербленной, но тѣмъ не менѣе не дающей человѣческой и проявляющейся въ ней дiавольской злой волѣ дѣлать все, что ей угодно. Какъ говоритъ тогь же св. апостолъ Павелъ: "Начальникъ есть Божгй слуга, тебѣ на добро. Если же дѣлаешь зло — бойся, ибо не напрасно носитъ мечъ: онъ Божiй слуга, отмстителъ въ наказанiе дѣлающему злое". (Рим. XIII, 4).

Если представлять себѣ, по часто принимаемой дешевой исторической схемѣ, что Римское государство окончилось въ 476 г. смѣщенiемъ съ римскаго престола Ромула Августула, то мы никакъ не поймемъ ни апостольскихъ словъ, ни святоотеческаго ихъ толкованiя, тѣмъ болѣе, что блаженный Феофилактъ писалъ свои толкованiя въ XI вѣкѣ т. е. свыше полутысячелѣтiя спустя послѣ т. н. "паденiя Римской имперiи".

Чтобы лучше понять слова апостольскiя, церковное ихъ пониманiе и ихъ значенiе для нынѣшняго времени, надо вспомнитъ, что Византiя — "царство ромеевъ", была законнѣйшимъ безперебойнѣйшимъ продолженiемъ еще въ төченiе 1000 лѣтъ Римской имперiи. А по завѣтнѣйшимъ русскимъ чаянiямъ — нашө православное Русскоө царство было законнымъ продолженiемъ Византiи — Третьимъ Римомъ.

При этомъ переходѣ римскаго преемства отъ Византiи къ Россiи утратилось много ясности, исторической четкости и безспорности, поэтому утратилось многое изъ государственнаго римскаго авторитета. Дажө въ перiодъ своего величайшагр политическаго могущества Россiя во внѣшнемъ мiрѣ была неизмѣримо менѣе авторитетна, чѣмъ Византiя даже въ эпоху ея слабости.

Но нравственно Россiя выполняла свое призванiе съ высотой никакъ не меньшей, а можөтъ быть и гораздо большей, чѣмъ Византiя, и, во всякомъ случаѣ, въ условiяхъ гораздо болѣе трудныхъ. Въ образѣ православнаго русскаго царя съ наибольшей ясностью можно узнать этотъ образъ удерживающаго, того, кто препятствуетъ безграничному разливу зла въ мiрѣ.

Если Византiя во время Средневѣковой анархiи и безначалiя (а мы помнимъ, что Антихристу для водворөнiя нужно безначалiе) только сберегала принципъ и традицiю государственности, то Россiя за послѣднiя два столѣтiя своего существованiя была прямымъ оплотомъ противъ ужө не дезорганизованныхъ, а организованныхъ и сосредоточенныхъ силъ зла. Особенно ясно это видно изъ роли Россiи во время Французской революцiи и въ теченiе всего XIX вѣка.

Россiя и Австрiя были послѣдними государствами, имѣвшими право претендовать на историческое преемство власти и авторитета отъ Римской имперiи: Россiя на преемство отъ Византiи, Австрiя же на преемство отъ средневѣковой Священной Римской имперiи Германской нацiи, въ свою очередь претендовавшей на право быть преемницей западной половины Римской имперiи. Австрiю принудилъ отказаться отъ ея претензiй Наполеонъ — порожденiе Французской революцiи, а уничтожили ее революцiонныя бури, наступившiя въ Среднеевропейскихъ государствахъ послѣ Русской революцiи. Россiя прекратила своө существованiе, какъ наслѣдница Византiи, вслѣдствiе русской революцiи. Съ извѣстной точки зрѣнiя можно сказать, что всѣ революцiи въ христiанское время были направлены противъ важнѣйшихъ остатковъ римской государственности — этого оплота естественной земной правды въ мiрѣ. Злой силѣ нужно выкорчевать до конца на всей землѣ всѣ элементы человѣческой правды, чтобы оказаться лицомъ къ лицу съ правдой уже не земной, а небесной, не съ природной уже только, но съ благодатной Божественной силой, и бросить ей вызовъ.

Примѣчанiе: Насколько значителенъ этотъ элементъ половинчатости и неполности добра въ понятiи "удерживающаго" показываетъ другое толкованiе этого слова, которое послѣ толкованiя его въ смыслѣ римскаго государства приводитъ блаженный Феофилактъ. Онъ пишетъ: "Въ выраженiи" удерживающiй" — катехонъ — нѣкоторые разумѣютъ идолослуженiе. Когда, говорятъ, прекратится удерживающее заблужденiе, уничтожится идолослуженiе, тогда и явится Антихристъ, какъ нѣкогда сказалъ Господь: "проповѣдано будеть евангелiе во свидѣтельство всѣмъ, и тогда придетъ конецъ".

Въ идолопоклонствѣ смѣшаны самые крайнiе элементы добра и зла: смѣшано богослуженiе съ бѣсослуженiемъ. Для того, чтобы добру и злу — Христу и Антихристу оказатъся лицомъ къ лицу, нужно, чтобы исчезло это смѣшенiе добра и зла, эта обманчивая маревная полутѣнь.

Паденiе Россiи въ гораздо большей степени, чѣмъ паденiе Византiи, носитъ на себѣ апокалиптическую печать, эсхатологически ясно окрашөнное раскрытiе возможности проявиться всѣмъ силамъ зла, уничтоженiя препятствiй для ихъ овладѣнiя мiромъ.

Однако можемъ ли мы утверждать съ полной увѣренностыр и абсолютностью, что послѣ паденiя Россiйскаго царства, удерживающiй — римская государственность и связанная съ нею сила земной правды взята изъ мiра совсѣмъ?

Намъ кажется, что этого утверждать нельзя.

Какъ и громадное большинство явленiй въ природномъ стихiйномъ мiрѣ — безсознательно, невольно, но каждое государство, каждая нацiя, которая не хочетъ отказаться отъ основныхъ элементовъ римской государственности, оть права и справедливости, рѣшается ихъ поддерживать и защищать, обладая для этого въ достаточной степени внѣшней природной человѣческой силой — становится въ той или иной мѣрѣ наслѣдницей римскаго государства, становится "удерживающимъ", т. е. препятствiемъ для разлива зла въ мiрѣ, задерживающимъ проявленiя его вѣнца, его торжества въ лицѣ Антихриста.

Изъ современныхъ государственныхъ образованiй въ наибольшей степени элементы всего этого мы наблюдаемъ въ САШС.

Порожденiе революцiи, слѣдовательно исторически не имѣющiе никакихъ преемственныхъ связей съ Римской имперiей, Соединенные Штаты въ настоящее время оказались тѣмъ удерживающимъ, который не даетъ возможности овладѣть мiромъ порожденiю иной, гораздо болѣе радикальной революцiи, революцiи впервые въ исторiи человѣчества открыто начертавшей на своихъ знаменахъ древнiй лозунгъ Люцифера: ниспроверженiе Бога и всего Божiяго во вселенной, революцiи перевернувшей всѣ цѣнности, покровительствующей всему злому въ мiрѣ, потому что оно злое, борящейся со всѣмъ добрымъ, потомучто оно доброе.

Эта обнаженная мучительская сатанинская сила только потому и смогла народиться и проявиться въ мiрѣ, что взятъ былъ "удерживающiй" — русское православное царство. Эта сатанинская сила смогла усилиться только вслѣдствiе попустительства мiровыхъ державъ, въ томъ числѣ и САСШ, потому что въ перiодъ нарастанiя этой силы не оказалось въ мiрѣ никого удерживающаго — препятствующаго усиленiю злой силы. Но когда эта злая сила захотѣла овладѣть всѣмъ мiромъ, удерживающiй оказался, прежде всего, и въ наибольшей степени въ лицѣ Америки, главнымъ образомъ тѣхъ ея руководителей, которые въ Иранѣ, въ Грецiи, а главное въ Кореѣ положили предѣлы распространенiю сатанинской силы коммунизма.

Антихристъ опять "не можетъ дѣлать все, что ему угодно", пока есть удерживающiй — Американское государство, которое не хочетъ отказаться отъ человѣческой справедливости, отъ права и земной правды, и для спасенiя, для защиты ихъ идетъ на жөртвенные подвиги войны.

Конечно, этому современному "удерживающему" далеко до нравственной высоты прежняго "удерживающаго". Современный "удерживающiй" попустилъ развиться злу, не началъ борьбы съ нимъ пока опасность захвата безграничнымъ зломъ не коснулась его самого. Онъ часто врпреки всѣмъ очевиднымъ велѣнiямъ человѣческой правды и справедливости уступаетъ наглымъ претензiямъ зла, даже когда могъ бы имъ не уступать, какъ въ вопросѣ выдачи въ миллiонномъ множествѣ русскихъ плѣнныхъ и рабочихъ въ Германiи въ 1945-46 г.г. и нынѣ въ вопросѣ нравственнаго и физическаго замучиванiя нежелающихъ возвращаться подъ власть сатаны сѣверо-корейскихъ и китайскихъ плѣнныхъ. Но отдѣльныя личности въ САСШ достигаютъ нравственной высоты соотвѣтственныхъ имъ борцевъ за правду и справедливость въ царской Россiи, въ Византiи и въ классическомъ Римѣ.

И они полностью владѣютъ основнымъ признакомъ ихъ избранническаго положенiя: на нихъ съ бѣшенной интенсивностью сосредотачивается напряженная ненависть веѣхъ злыхъ силъ всего мiра прикрытыхъ и неприкрытыхъ.

Сравнимъ травлю, какой подвергались въ Роосiи и внѣ ея всѣ наши правые дѣятели, всѣ вѣрные хранители русскаго царскаго трона — опоры правды въ мiрѣ, и сравнимъ это явленiе съ современной всесвѣтной интенсивной травлей по обѣимъ сторонамъ Желѣзнаго Занавѣса такихъ дѣятөлей САШС, какъ Джосефъ Макъ-Карти, Джонъ Фостеръ-Доллесъ, покойный Робертъ Тафтъ и другихъ занимающихъ безкомпромиссную принципiальную антикоммунистическую позицiю.

Они въ большей степени, чѣмъ офицiальное правительство ихъ страны, являются апостольскими "удерживающими", потому что именно они являются носителями безкомпромиссности САШС въ отношенiи силъ воплощеннаго зла. Какъ только Америка дрогнетъ въ этой безкомпромиссности, какъ только она начнеть договариваться и торговаться съ силами обнаженнаго зла, какъ ее хотятъ принудить дѣлать всевозможныя растлитөльныя силы со всѣхъ концөвъ свѣта, такъ сейчасъ же она перестанетъ быть "удерживающимъ", сейчасъ же силы зла получатъ возможность одержать тѣ или другiя побѣды и еще ближө приблизиться къ конечному своему торжеству, изъ котораго выручигь людей — избранныхъ Своихъ сможетъ уже только Господь нашъ, какъ говоритъ апостолъ: "тогда откроется беззаконникъ (Антихристъ), котораго Господь Iисусъ убьетъ духомъ устъ Своихъ и истребитъ явленiемъ пришествiя Своего". (2 Фес. II, 8).

Америка не была "удерживающимъ" въ 1919-20 г. г., когда она не оказала необходимой помощи разбитымъ остаткамъ русской "удерживающей силы" — бѣлымъ воинствамъ.

Не была Америка въ должной мѣрѣ удерживающимъ и въ 1941-45 годахъ, хотя и боролась она тогда противъ злой силы, но вступивъ въ союзъ съ другой — злѣйшей силой, и участвовала въ отдачѣ этой злѣйшей изъ всѣхъ когда либо бывшихъ въ исторiи человѣчества силъ новыхъ миллiоновъ людей.

Америку сдѣлали библейскимъ удерживающимъ лучшiе ея сыны, тѣ самые, которыхъ такъ напряженно травять всѣ растлѣнныя силы мiра. Эти люди внѣшне находятся въ разныхъ политическихъ лагеряхъ, хотя конечно явственно видно, что, чѣмъ правѣе этотъ лагерь, тѣмъ ихъ больше въ немъ. Они часто не согласны другъ съ другомъ. Они вѣроятно никакъ не подозрѣваютъ апокалиптическаго значенiя своей дѣятельности, какъ не понимали своего подлиннаго религiознаго значенiя (не выдуманнаго — языческаго) римскiе императоры, а часто и византiйскiө и россiйскiе государственные дѣятели. Эти люди просто смотрятъ на мiръ ясными не затуманенныш глазами, не позволяя затмить ихъ ложью или запугиванiемъ — этими главными инструментами зла, они видятъ зло и не хотятъ отдать ему то, что они любятъ подлинной любовью: свой народъ, свое государство, а по возможности и прочiе народы и прочiя государства.

Въ любви и въ мужественномъ стоянiи за то, что ты любишь, всегда есть Вожественный элементъ. И любовь къ своему народу и мужественноө стоянiе за него дѣлаетъ этихъ людей Божiими орудiями — удерживающими, препятствуйщими злу овладѣть мiромъ и творйть въ немъ все что оно хочетъ.

Поэтому зло такъ ненавидитъ ихъ, такъ бѣшено клевещетъ на нихъ не только въ той части мiра, которая захвачена силами зла, но быть можетъ въ еще большей степени въ свободной части мiра, клевещуть обычно болѣе всѣхъ тѣ самые люди, которыхъ спасаетъ оть вѣрной гибели рѣшительность и безкомпромиссность оклеветываемыхъ ими людей.

Это тожө признакъ избранничиства "удерживающихъ" — неблагодарность спасаемаго ими мiра, непониманiе и ненависть его. Эту участь полностью испытали русскiе цари и ихъ вѣрныө слуги. Эту же учаеiь испытываютъ теперь лучшiе люди Америки.

 Епископъ Наөанаилъ

Copyright by Orthodox Digest  1959



Эта статья опубликована на сайте РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
http://www.rusoc.org/